Сейчас в каждом районе есть детские клубы, семейные центры, студии развития детей. И каждое такое учреждение предлагает услугу под названием «раннее развитие». Предлагаю сегодня разобраться, что это такое и нужно ли оно? Что предлагаю такие центры? Какие методики используют? Какая польза от этого для вашего малыша?

 

Под ранним развитием в детских центрах подразумевают интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте с рождения примерно до 2-3 лет. Для этого придумано огромное количество методик и пособий, основными целями которых является на ранних этапах сформировать у ребёнка умение концентрироваться на выполнении одного задания и быстро переключать внимание с одной задачи на другую, развить воображение, творческое мышление, мелкую моторику, интеллект, способности находить различия и схожие признаки предметов и явлений. На этих занятиях с детьми изучают овощи, фрукты, времена года, цвета, формы и цифры по картинкам. Делают различные поделки, аппликации, рисуют. Танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Лазают в тоннелях и прыгают на мячах. В силу маленького возраста ребёнка, этим занимаются вместе с родителем. Есть ли в этих специальных занятиях что-то особенное, что не позволяет родителям заниматься ранним развитием своих детей дома? И вообще, не является ли это раннее развитие просто обычными буднями среднестатистического малыша, который целыми днями только и занимается тем, что всевозможными способами с помощью родителей изучает этот мир?

 

Развитие здорового ребёнка заложено мудрой природой в нём самом. Этому процессу важно не мешать, а поддерживать, создавая богатую среду и необходимые условия. Видя и чувствуя своего ребёнка, любой родитель может интуитивно понять, что в данный период времени важно и интересно его малышу. Какие навыки он развивает в данный момент, что ему интересно, а для чего время пока не пришло. Например, до года основное, что развивается в ребёнке - это его тело и физические навыки. Ребёнок учится переворачиваться, поднимать на руках грудную клетку, садиться, ползать, вставать, ходить. Что помогает развиваться ребёнку физически? Массаж, гимнастика, плавание, занятия на фитболе, динамическая гимнастика. Всеми этими вещами можно заниматься дома. Даже если не заниматься ими вовсе, ребёнок всё равно разовьёт заложенный природой потенциал при условии, что он живёт в благоприятной и безопасной психологической обстановке. Только в таких условиях мозг маленького ребёнка способен осуществить заложенную в нём программу развития. Если обстановка в семье становится напряжённой, если потребности ребёнка не удовлетворяются, мозг приостанавливает программу развития и бросает все силы на приспособление к тяжёлой ситуации, на решение вопроса – как себя вести, чтобы базовые потребности были удовлетворены?

 

Например, речь здорового ребёнка начинает развиваться после года. Для развития речи не нужно ничего особенного, нужно просто с рождения общаться с ребёнком, рассказывая ему о предметах его окружающих, о свойствах этих предметов, о цветах, размерах, формах, текстурах. Никто не ведёт ребёнка к педагогу в развивающий центр. Речь, также как физические умения и навыки, развивается в естественных условиях в определённый период сама собой, с поддержкой родителей.

 

Далее, взаимодействие с предметами. Сначала маленький ребёнок всё ломает, рушит, разбрасывает. И только потом с постепенным развитием мелкой моторики и помощью родителей, он начинает строить замки из кубиков и лепить куличики из песка. И так во всём. Просто живя в семье и участвуя в повседневных делах родителей и других родственников, ребёнок узнаёт названия фруктов, овощей, ягод и другой еды, которую кушают в семье. Для того, чтобы ребёнок знал цвета и формы, достаточно просто называть их ребёнку в повседневном общении. Тоже самое-  с цифрами.

 

Когда Илаю было около года

Когда Илаю было около года, и мы жили в Москве, мне наскучили ежедневные походы в бассейн и на детские площадки. Я радостно и с энтузиазмом принялась обзванивать местные детские центры. Во всех была опция раннего развития детей. Мне хотелось развеяться самой и показать Илаю что-то новое, познакомить его с другими детьми. Мне было интересно, чем занимаются в детских центрах. Мы были в двух – в первом один раз, во второй ходили месяц. Перед занятием в первом центре я спросила педагога о том, как она ведёт занятия и какие использует методики. Основой её занятий, как и большинства подобных, является частая смена деятельности ребёнка. Она объяснила мне, что это нужно для того, чтобы ребёнок успешно начал ходить в сад и закрепился в нём. Она прямо так и сказала: «В саду ребёнка попросят встать в строй, и он должен уметь подчиниться». После этой фразы мне стало многое понятно, но я решила посмотреть всё-таки, как эти занятия проходят. Итак, представьте - детская комната, в которой огромное количество самого разнообразного яркого, интересного материала для детей: пособий, игрушек, мозаик, конструкторов, красок, карандашей и т.д. Ребёнок года-двух лет первый раз попадает в новое и такое интересное пространство. Чего он хочет первым делом? Конечно же, всё изучить, это его естественное нормальное желание. Ему интересно! Но его сажают за стол и дают ему материалы и задание. Например, ему дают отдельно ножки грибов, отдельно шапочки и зелёный лист бумаги – травку. Ребёнку объясняют, что нужно приделать шапочку к ножке, чтобы получился грибочек и разместить все грибочки на травке. Ребёнку конечно же хочется первым делом изучить ножки, изучить шапочки, изучить травку. Ему нужно всё рассмотреть, потрогать, попробовать на зуб. И сколько времени ему нужно на это, знает только сам малыш. В условиях развивающих занятий ему не дают этого сделать. Педагог весёлым добрым голосом подгоняет малыша и родителя. В результате родитель начинает показывать ребёнку, как делать, продолжает делать сам, может быть подключается ребёнок и уже смена задания. Следующее задание – разложить искусственные фрукты по корзинам – сюда яблоки, сюда груши, а сюда апельсины. И опять дают ребёнку жутко интересный материал, с которым сразу же просят что-то сделать и подгоняют ребёнка, если он медлит, делают за него или вместе с ним. Через 5 минут смена задания – ребёнок должен разукрасить два шарика на картинке – один красный, другой синий. И так далее… На протяжении часа одно задание сменяет другое.

 

Во втором центре было примерно тоже самое, но он был рядом с нашим домом и педагог мне понравилась больше. Мы проходили около месяца, который мне дал понять, что нет на этих развивающих занятиях ничего, чем бы я не занималась или не могла бы заниматься самостоятельно со своим ребёнком дома или где-бы то ни было. Рисование, лепка, игры с водой и песком, ползания и бегания, прятки, построения шалашей, музыкальные инструменты, пения и танцы, мозаика, перебирание бобовых и гречки – чем только не занимались мы с Илаем и продолжаем заниматься. А ему всего полтора годика. И он не ограничен никакими рамками. Он может сколько угодно изучать пластилин, а потом что-то слепить. Перед тем как поиграть на дудочке, нужно её обсосать? Пожалуйста! Не хочешь играть в игрушки, а хочешь пособирать мозайку? Давай! Поиграли – собираем вместе игрушки. Здесь и развитие концентрации внимания на интересной цели, и смена надоевшей  деятельности на более интересную. Маленького ребёнка невозможно заставить что-то делать. Зато можно заинтересовать. Малыш делает хорошо только то, что ему нравится и интересно. И в этом наш ресурс как родителей. Видеть, что интересно малышу, видеть его сильные стороны, предлагать ему занятия по интересам и поддерживать его стремления.

 

Резкая, быстрая и частая смена деятельности на развивающих занятиях раздражает и утомляет малыша. Он не может успеть насладиться ни одним занятием, ни одной игрушкой. Какая-то карусель из цветов, форм, размеров… одно сменяет другое и ничего не задерживается надолго, не успевается рассмотреться, натрогаться, наизучаться. Я не вижу в таких занятиях никакой пользы или необходимости. Зато вред может быть. Раздражённый и утомлённый малыш не почувствовав удовлетворения от деятельности, может впоследствии разувериться в своих силах что-то сделать, может потерять интерес к познанию и изучению. Ему может казаться, что делать что-то бессмысленно или будет преследовать ощущение постоянной нехватки времени.

 

На таких занятиях очень чувствуется соревновательный момент родителей. Чей ребёнок умнее, внимательнее, развитее? И очень печально слушать рассказы мам о том, какие некудышные у них малыши – не хотят делать то или это. Не хотят собирать пирамидку, не хотят играть в ладушки. «Ну, должны же они это в год делать?» - говорят мамы. А когда спрашиваешь, а есть что-то, что ваш малыш любит – начинают задумываться, даже сразу сказать не могут, настолько они сконцентрированы на этих «должны». Или ещё, например, дети, которых мамы совместно с педагогами затюкивают и навешивают ярлыки гиперактивных и невнимательных.  А мне со стороны видно, что это обычный нормальный активный ребёнок, у него всё хорошо, это у родителя с педагогом не очень.

 

Единственная методика на мой взгляд, которая учитывает специфику развития детей разных возрастов – это методика Монтесорри. В ней ребёнку предлагаются различные интересные пособия, при необходимости рассказывают, что необходимо с ними сделать и дают возможность ребёнку взаимодействовать с материалом, помогая или подсказывая только при необходимости.

 

Если ребёнок здоров, ему не нужны никакие развивающие центры. Ему нужно быть включённым в жизнь и быт родителей, где он постепенно своевременно разовьёт заложенные в него природой умения, способности и навыки.

 

Ольга Елисейкина

 

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста, оставьте свой комментарий или поделитесь этой статьёй. Также вы можете прочитать про Детские слёзы. Это позволит вам понять, что происходит с ребёнком и для чего они нужны. А также статью Родовая боль, эпидуральная анестезия и естественные способы облегчить боль во время родов. В ней затрагиваю очень интересную тему, которая не может не интересовать ни одну девушку, готовящуюся к родам! Холотропное дыхание - малоизвестная и очень эффективная техника решения огромного ряда задач личностного роста.

 

Добавить комментарий

Все комментарии проходят тщательную проверку. Это делается в ваших интересах. Просьба отнестись к этому с пониманием!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг@Mail.ru